преса

Видання: «Газета по-киевски»

Тарас Прохасько...

http://pk.kiev.ua/interview/2008/01/19/090030.html

"Большинство хороших писателей – графоманы"

Писатель Тарас Прохасько – и сам такой же загадочный, как герои одной из его книг с говорящим названием "Непрості". Даже среди литературной тусовки найдется не так много людей, которые знают, как Тарас выглядит. Ходят легенды, что живет писатель где-то в далеких карпатских горах... Как бы там ни было, на людях он и вправду появляется редко. Зато недавно стал первым лауреатом литературной премии имени Джозефа Конрада и получил 20 тыс. гривен. Премия основана Польским Институтом в Киеве и присуждается за, ни много ни мало, "последовательность в реализации творческого пути, инновационность формы, ломку стереотипов и универсализм послания". Всеми этими "официозными" терминами вполне можно "обозвать" прозу Прохасько, хотя при всем этом сам он и не считает себя профессиональным писателем. Тарас перепробовал множество профессий: учителя, бармена, сторожа, радиоведущего. Последняя изданная на сегодняшний день его книга называется "Порт Франковск" – по имени города, в котором живет и работает Прохасько. Писателем работает. Хотя и о предыдущих своих профессиях не забывает.

– Тарас, со времен, когда работали барменом, можете припомнить рецепт какого-то интересного напитка?

– Зачем изобретать велосипед, усложнять все? Как по мне, лучше, вкуснее всего – это коньяк с молоком, коньяк с лимонным соком. Или еще проще – ракия, но только в специальных, высоких и узких стаканчиках. Хорошо пить вино с минеральной водой, даже самое дорогое. А еще лучше – вода и яблочный сок (или яблочный сок и зубровка).

– А премию имени Джозефа Конрада "обмыли"-то? Что она вообще для вас значит?

– Она для меня очень важна. Прежде всего – формулировкой: "универсализм послания" – это всегда было моей мечтой в литературе! Чтобы тебя понимали все. Чтобы ты писал не для "избранных". А если же говорить о деньгах, то я их еще не потратил. И не считаю нужным рассказывать, когда потрачу. Так что можете написать что угодно. Например, что Тарас Прохасько премию пропил. Когда ее же "обмывал".

– Теперь становится понятно, откуда берутся самые невероятные истории о вас. Например, что среди ваших предков были карпатские волшебники – мольфары. Это правда?

– Ни в коем случае! Мольфаров вообще не существует, если говорить начистоту. Я – христианин. Поэтому никакой такой ерунды для меня просто нет.

– В чудеса старинные вы не верите. А с современными чудесами высоких технологий отношения какие? С Интернетом, к примеру?

– Неинтересные. Мы с Интернетом взаимно не любим друг друга. Но случаются, конечно, неоднократные случайные контакты без любви.

– Ну, главное, что у вас с литературой любовь взаимная. С детства, наверное? Кстати, какие книжки вы в детстве читали?

– Самые важные. Читал мировую классику и ни одной советской книги. Особенно важными оказались детские книжки из Чехословакии, Германии и Польши, которые мне покупали в магазине иностранной литературы "Дружба".

– Многое из прочитанного помните до сих пор?

– Все прочитанное, как и все пережитое, тесно переплелось. Помню основные мотивы каждой прочитанной книги, но пересказать их не смог бы. В конце концов, это ведь и не важно. Но из того, что осталось навсегда, ничто не заменит рассказов о Шерлоке Холмсе Конан Дойля и повести о приключениях Томека польского автора Альфреда Шкляревского. А еще – много довоенных изданий об украинской истории. И альбомы с рисунками растений.

– А к графоманам как относитесь? У большинства писателей на это "племя" – аллергия...

– Графоманы бывают разными. Поэтому нужно быть очень внимательным с терминам и определениям. Графомания – это любовь к письму. Большинство хороших писателей – графоманы. То есть, в первую очередь, – люди, которые любят писать. И среди всего написанного – даже графоманами в худшем смысле этого слова, – нет ничего, в чем бы не было искры этой любви. Всегда есть хоть что-то интересное. Другой вопрос: есть ли смысл "разгонять" некоторые написанные вещи до книги? В случае малейших сомнений по этому поводу мой совет – немного подождать.

– Ивано-Франковск, может, даже из-за своего названия, богат на "хороших графоманов" – вы, Юрий Издрык, Юрий Андрухович...

– Во Франковске вообще хорошо быть или представлять себя писателем: здесь таких любят. Но в 1990-х, во времена того же "Четверга", все это, конечно, было ярче и сильнее – сейчас не так уже ("Четвер" – один из первых и наиболее влиятельных украинских андерграундных литературно-художественных журналов, основанный Юрием Издрыком в 1992 году. Прохасько пришел туда как автор, а впоследствии стал одним из членов редколлегии. – Ред.).

– Кстати, тот же Андрухович недавно вышел на сцену и запел – вместе с польской группой Karbido. А на какие эксперименты можете решиться вы?

– Да на что угодно! Я готов к любым жизненным экспериментам. Только не хочу, чтобы такие мои частные события и приключения становились хоть в какой-то мере публичными. Очень не люблю неслучайных зрителей.

– Приключения – это не всегда безопасно. Вы можете за себя постоять? Часто ли вам приходится драться?

– Я не занимался этим уже много лет: давно научился справляться со всеми экстремальными ситуациями без прямого контакта. Но благодарен судьбе за все ситуации, когда был немного бит. Так уходит страх.

– Тарас, вы требовательны к быту?

– Ничего особенного, эдакого мне не нужно! Но для того, чтобы писать, желательно быть в родной, знакомой среде. Хорошо, когда все, что вокруг, имеет еще и множество дополнительных значений: воспоминаний, ассоциаций. Хотя иногда мне кажется, что подобный осознанный отказ от каких-то благ может быть еще более обременительным для других, чем самый вычурный список требований.

– А не держите ли возле себя блокнот, чтобы записывать сны посреди ночи?

– Ничего подобного у меня нет. Хотя, на самом деле, часто жалею, что не записываю увиденного и услышанного: ведь это могло бы стать лучшей литературой в мире! Уверен, что еще не написана та книга, которая хотя бы немного приблизилась бы по остроте мыслей и чувств к некоторым, казалось бы, самым банальным разговорам и переживаниям.

– Как, на ваш взгляд, влияет на человека возраст? Кроме, конечно же, старения физического тела...

– Накапливаются прожитые ситуации, эмоции, контакты, чувства, которые невозможно забыть. Обогащается набор разнообразных реакций. И слабеет память. Стираются границы между тем, что было, и тем, что могло бы быть. И совершенно теряется желание опять быть молодым.

Справочная "Газеты..."

Джозеф Конрад (Теодор Юзеф Конрад Коженевский) – выдающийся английский писатель польского происхождения, родившийся в 1857 году в Украине, в Бердичеве. 2007 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Конрада. "Основывая премию, Польский Институт в Киеве хотел привлечь внимание к украинским корням поляков, которые достигли мирового признания. Мы стремимся популяризировать европейскую идею взаимообогащения культур и в то же время сохранение культурной идентичности", – говорит директор Института Ежи Онух. Премию будут вручать раз в два года, а выдвинуть писателей на ее соискание могут как организации, так и физические лица, заполнив аппликационную форму на сайте http://www.polinst.kiev.ua/. Тарас Прохасько стал первым лауреатом премии им. Джозефа Конрада, обойдя в финале Наталку Сняданко и Сергея Жадана.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій