преса

Автор: Михаил Брыных
Видання: «Столичные новости»

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПРОЗА ИМЕНИ ЧЕМБЕРЛЕНА

http://cn.com.ua/N204/culture/book/book.html
№08(204)
05-11 марта 2002

В своем новом романе Василий Шкляр обратился к модной исламской теме.

Иногда процесс написания статьи куда интереснее, чем ее содержание. Этот текст — именно такого сорта. Потому что, приступив к статье о новом романе Василия Шкляра «Элементал», посвященном «чеченскому вопросу», терроризму и исламу, я заметил (конечно же, нечаянно), что на полу, практически у меня под ногами, лежит газета, а там — Дмитрий Корчинский философствует о бен Ладене (рядом с газетой валяются еще и другие полезные и интересные вещи, о которых хотелось бы рассказать, но они не относятся к теме, потому придется им ждать следующего подходящего случая). На столе — печальный и ординарный ландшафт идеального беспорядка; архитектектурной похвалы заслуживает разве что гибрид Пизанской и Вавилонской башен, образованный прочитанными мной в последнее время книгами; это сооружение, как вы догадываетесь, постоянно обрушивается; во время последнего обвала из него выпал сборник стихов Сергея Жадана, в котором — коварно напоминает память — время от времени тоже мелькает лирический герой бен Ладен и даже есть пространная поэма «Ислам». Стоило ли удивляться, когда телевизор в соседней комнате выплеснул в концентрированное пространство очередную порцию информационного экстракта по имени Осама бен Ладен, а Василий Шкляр со страницы 116 уточнил, что «только непосвященные называют его Усамою»? Впрочем, следует отметить, что это единственное упоминание «террориста №1» в романе.

В начале 90-х меня удивляло, почему такие близкие и кровоточащие трагедии, как Афган и Чернобыль, по сути, не подвигли наших писателей на создание действительно, стоящей, качественной прозы? То есть книги, конечно, сочинялись, но сплошь поверхностно-публицистические. Чечня же, похоже, дразнит писательское воображение куда сильнее: сначала она просочилась в сюжеты Леонида Кононовича, а теперь по этой же магистрали двинулся Василий Шкляр. Полагаю, что этот «чеченский» роман не случайно завоевал «Гран-при» конкурса остросюжетной литературы «Коронация слова». Собственно, «Элементал» — это не только очередная попытка создания современного национального боевика, но и мощная конъюнктура. Симпатизировать «чеченским борцам за независимость», как, впрочем, и исламу, сегодня модно, что дополнительно подстегивает отечественного автора высказываться не менее радикально, чем это позволил себе изруганный за национальную нетерпимость и великодержавную спесь Алексей Балабанов в своем фильме «Брат-2».

Украинский писатель тоже имеет право на творческую нетерпимость, однако очень редко позволяет себе «опуститься» до трансляции настроений, характерных для пивных и электричек. А ведь истории, подслушанные в общественном транспорте, случается, намного интереснее и откровеннее, чем выверенные художественные произведения. Роман Шкляра — это та проза, в которой автор, по крайней мере, не стремится быть «дипломатичным» и не боится, что ему будут «шить» разжигание межнациональной вражды, пропаганду терроризма-бандитизма и т. п. Ему трудно стать «пятым элементом» в сегодняшней литературе и дать совершенный образец писательского хладнокровия: чересчур уж газетного уровня его текст; по-настоящему он мог бы прозвучать только среди массива подобных маскультовых книг. Массива, естественно, нет; вот и имеем очередной публичный вызов агрессивного отшельника. Пока его правда индивидуальна, о ее цене не приходится говорить. Да и всыпанные автором в роман мировоззренческие и философские сентенции вряд ли способны потрясти массовое воображение.

Элементали — существа, питающиеся стихиями. Они «стоят не ниже человека и отличаются от него только тем, что у них не одна душа, а несколько». Автор, правда, сразу справедливо добавляет: «А это все равно, что нет ни одной». Герой без души — конструкция давно апробированная. Да и зачем универсальному солдату душа, если единственное предназначение боевика-элементала — исполнять приказы. Очевидно, Шкляр не очень верит, что таких соколов могут взрастить в украинской армии, а потому посылает своего героя на муштру во французский иностранный легион. Там ему и поручают сверхсекретное задание: спасти дочь чеченского генерала, за которой охотятся федералы. Все дальнейшее повествование — сплошной героизм: отважные подвиги, страшные удары, погони-преследования, взрывы, удовлетворение жеребиной похоти, страх, разочарования — традиционная для жанра словесная манная каша. Легко читать, легко забывать. Какова цель — таковы и успехи. Единственное, что слегка обескураживает, так это финал, в котором выясняется, что бравый элементал спас на самом деле свою же сослуживицу-легионершу, и все это головокружительное шоу было своеобразной тренировкой. Зачем так разочаровывать читателя — неясно.

В художественном смысле «Элементал» существенно уступает предыдущему роману Шкляра «Ключ», обласканному критикой и удостоенного трех литературных премий. С другой стороны, может быть, это и следовало бы считать достижением: в современной украинской прозе поиск телеграфного (или же «стефаниковского») стиля — одна из сверхзадач, так что даже полшага в этом направлении заслуживает аплодисментов.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій