преса

Автор: Петр Кожин
Видання: Эксперт, журнал

Тиранозавр в складчину

№10 (15) 21 МАРТА
http://www.expert.ua/articles/14/240/133/

Оказывается, средний украинец тратит на свой досуг денег больше, чем благополучный житель Запада

Не знаю, как остальные читатели «Эксперта», а я весьма уважал в подростковом возрасте «чтение вприглядку» — сидишь где-нибудь в трамвае по пути в школу, а то и на уроке за самой задней школьной партой, и перелистываешь какую-нибудь новую книжку, останавливаясь наугад на той или иной странице. И что самое интересное, когда книжка впоследствии была честно прочитана от начала до конца, почти всегда оказывалось, что самое интересное в ней — эти самые, казалось бы, случайно выхваченные взглядом странички.
Вот и сейчас повторилась та же история. Вместо того чтобы вместе с автором книги подробно, пункт за пунктом, пересказывать, как отразились (преломились) знакомые маркетинговые постулаты в прихотливой среде «культуры и искусств», вспоминаю прежде всего то, что запало в память при первом, еще «листательном», просмотре книги.
Вот, например, такое место: «По данным исследований, проведенных в США Ford Foundation, повышение цены на билеты в секторе исполнительских искусств от 5 до 10 долларов приводит к уменьшению посещаемости на 20-30%. А если цену увеличивать с 5 до 20 долларов, спрос уменьшается на 35-45%».
Знаете, что заинтересовало меня в вышеприведенном отрывке? В 1974 году, когда проводилось это исследование, средняя зарплата американцев составляла 606 долларов в месяц, то есть — ровно в пять раз больше, чем средняя зарплата украинцев в 2004-м. Так что если попробовать «переконвертировать» указанные цифры в наши украинские реалии, получается, что американцы заканчивают свое ценовое исследование на пиковом уровне аж в четыре украинские «условные единицы» образца 2004-го года. Или, иначе говоря, для американского исследователя очень высокой ценой на билеты на концерт была сумма, с которой сопоставимые стоимости билетов на «брэндового исполнителя» в сегодняшней Украине еще и не начинаются.
Или вот другая цитата: «траты канадцев на досуг возросли с $ 920 млн в 1964 году до $ 3,93 млрд в 1982-м. Этот ошеломляющий рывок стал следствием четырех факторов — увеличения населения, большего свободного времени, повышения доходов и уровня образования».
Снова обратимся к калькулятору. В 1982 году население Канады составляло примерно половину сегодняшнего украинского, а это значит, что каждый «среднестатистический» канадец тратил на свой досуг примерно $150. Большая цифра? Подождем с выводами. Средняя зарплата канадца в 1982 году составляла примерно $1000 в месяц, т.е. $12 000 в год. Получается, что канадец тратил на досуг аж 1,25% от своего общего дохода. В переводе на среднего украинца «образца 2004 года» это составляет… 8,5 гривни в месяц. Получается, что у канадского автора «ошеломляющим рывком» на культурном фронте считается сумма, равная цене посещения среднего украинского кинотеатра раз в два-три месяца.
Отсюда поразительный, но подтвержденный цифрами вывод — затраты (и относительно уровня зарплаты, и даже абсолютные) на «культурное времяпрепровождение» среднего украинца даже в отнюдь не самый легкий период жизни государства многократно (!) выше, чем у буржуев даже в самый сытый период капиталистического благоденствия (1970-1980 гг.). А это значит, что культуру мы уважаем — чего, увы, нельзя повторить по поводу отношения к деятелям этой культуры.
Так, даже по «смешным» (по сравнению с украинскими ценами прошлого года) ценам на билеты на концерты американские исполнители в том же, к примеру, 1974 году отнюдь не бедствовали. Например, Элвис Пресли заработал $7 млн — а ведь в то время он был отнюдь не самым популярным исполнителем. И кинозалов в Канаде в 1982 году было отнюдь не несколько десятков, как нынче в Украине…
Такой вот странный у нас получается «маркетинг в сфере культур и искусств». И, привыкнув к этим странностям, уже не удивляешься несходству между нами и остальным цивилизованным (хотя, как уже выяснилось, не очень) миром. Так, в 1997 году в Северной Америке на спонсорство было потрачено $5,9 млрд, во всем мире — $15,3 млрд. А в Украине?
Хотя, впрочем, нашел я и один факт, который, возможно, будет близок сердцу некоторых украинских бизнесменов: «дирекция Фестиваля «Равиния» (Ravinia Festival) в США решила открыть частный ресторан, который обслуживает только тех, кто заплатил взнос в размере 5 000 долларов. Этот взнос позволяет парковать автомобили возле главного входа в фестивальную зону. Кроме того, в ресторане проводится презентация концертной программы, а после концерта гости могут пообщаться с артистами во время ужина». И почему-то мне кажется, что вот этот пример приживется у нас гораздо быстрее, чем миллиардные взносы на спонсорство…
Согласно данным, приведенным автором книги, в Канаде частный сектор обеспечивает 15,6% доходов коллективов исполнительских искусств. В США эта сумма может превышать 40%. Что касается государственной помощи, то тут все наоборот — в США общая сумма помощи представителям исполнительских искусств из всех правительственных источников в среднем составляет 5,5%, а в Канаде — 40%. Около половины взрослого населения США в свое свободное время работают волонтерами в благотворительных организациях, в том числе и в сфере культуры. А в Украине?
И чем Запад еще действительно может похвалиться, так это деловой хваткой музейщиков. Так, когда Музей Филда в Чикаго решил приобрести на аукционе остатки тиранозавра Сью, он заключил договор с «Мак-Дональдс» и «Walt Disnej World Resort”. В обмен на помощь в приобретении тиранозавра обе корпорации получили от музея разрешение на использование изображения Сью в своих маркетинговых мероприятиях. При этом, что очень важно, и музей и компании имеют практически одинаковый круг клиентов. А в Украине?

Кольбер Франсуа. Маркетинг у сфері культури та мистецтв. — Львів : Кальварія. — 2004. — 238 с.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій