преса

Автор: Юрий ВОЛОДАРСКИЙ
Видання: 2000, тижневик

Дамский разнобой

http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/chitalnja/72242
№10 (549) 11 - 17 марта 2011 г.

О ком еще писать в первой половине марта, как не о литераторах, относящихся к прекрасному полу? В очередном книжном обзоре только дамы, причем исключительно разные — и по степени писательской славы, и по литературным приоритетам, и по манере письма.

Долюшка женская
Автор: Евгения Кононенко
Название: «Без мужика»
Жанр: эссе, повесть, рассказ
Язык: украинский
Издательство: Л.: «Кальвария», 2006

Объем: 208 с.
Оценка: 4*

Где купить: сеть магазинов «Книгарня «Є», www.book-ye.com

Вот интересно, чем руководствуются издатели, выбирая иллюстрацию для обложки? Для книги Евгении Кононенко, по мнению львовской «Кальварии», более всего подходит девушка в платьице с ромашками, возлежащая с прикрытыми в целомудренной неге глазами на цветочной поляне. Девушка едва заметно улыбается, ей хорошо. Теперь сопоставим эту картинку с содержанием сборника. Перед нами эссе «Без мужика», отчаянный крик души поневоле эмансипированной украинской женщины конца ХХ века, потом детективная повесть с двумя трупами в начале и, наконец, рассказ с одним покойником в конце. Девушка на обложке продолжает блаженно жмурить глаза и нежно улыбаться.

Оставим обманчивую картинку, перейдем к делу. Эссе «Без мужика» с подзаголовком «фрагменты «творческой» автобиографии» считается программным сочинением Кононенко, и оно действительно заслуживает внимания. В этом небольшом, на три десятка страниц, тексте писательница на собственном примере рассматривает феномен одинокой женщины. По форме в данном явлении вроде бы нет ничего нового, зато содержание его в нашу эпоху изменилось самым радикальным образом.

Посудите сами. Социальные сдвиги 1960—1990-х гг., переход от преимущественно сельского уклада к преимущественно городскому, резкое ослабление прежней ригористической морали, не только номинальное, но и реальное уравнение женщин в правах с мужчинами привели к заметному перераспределению гендерных ролей и функций. Вот только беда в том, что общественное сознание не поспевает за общественным бытием. Кононенко пишет: «Народ ще й досі сприймає фемінізм як крик недотраханої самиці. Він, народ, не розбирається, що гірше: недотрахана, чи затрахана. В народі й досі вважається: найстрашніше для жінки бути БЕЗ МУЖИКА».

Свою судьбу Кононенко изображает в довольно мрачных тонах. Писательница выросла в замкнутом женском мире (она сама, мама, бабушка — три женщины и все без мужика, какой кошмар!), где мужчины воспринимались как причина всех девичьих трагедий и женских страданий. Где представление о чести было, по сравнению с нынешними временами, чересчур гипертрофированным и причиняло куда больше зла, чем те угрозы, от которых оно призвано была защищать. Где семейная атмосфера была настолько удушливой, что на роль спасителя мог сгодиться даже самый никчемный представитель противоположного пола. Собственно, по иронии судьбы, именно самый никчемный ей и подвернулся.

Второй текст книги, повесть «Ностальгия», оставляет двойственное впечатление. Кононенко придумала любопытный детективный сюжет с набором интригующих атрибутов: жестокое убийство, мотивы которого остались невыясненными, спрятанный от чужих глаз пакет с непонятными вещами, любовные перипетии более чем полувековой давности. Закрутить сюжет получилось неплохо, раскрутить вышло заметно хуже — драматизм действия увяз в бесконечных диалогах и лирических отступлениях.

На десерт оставлен печальный рассказ о человеке, не сумевшем вынести разрушение привычного уклада жизни, воплощением которого была старая коммуналка. Героя в нем почему-то не жалко. Может, потому, что выглядит он таким же слабым и никчемным, как и первый муж лирической героини из эссе «Без мужика».

Оценки:

7* — великолепно, шедевр
6* — отлично, сильно
5* — достаточно хорошо
4* — неплохо, приемлемо
3* — весьма посредственно
2* — совсем слабо
1* — бездарно, безобразно

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій