преса

Автор: Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО
Видання: «Столичные новости»

ПРИВИВКА ОТ ИЛЛЮЗИЙ

http://cn.com.ua/N534/culture/book/index.html
№49(534)
16-23 декабря 2008

Труд Жана Бодрийара «Божественная левая» отлично поясняет, почему нормальные люди должны сторониться политики.

Перевод книги французского философа Жана Бодрийара писателем Леонидом Кононовичем, живущем в селе без Интернета и мобильной связи, весьма показателен и не случаен. Ведь, как считает сам переводчик, «Божиста лівиця. Хроніка 1977—1984 років» вызывает прямые ассоциации с нынешней украинской политикой. Поскольку она все дальше отрывается от реальности и все больше напоминает компьютерную игру, то и смысл ее, а также средства и даже цели уже не имеют ни для общества, ни для самих участников этого виртуального аттракциона особого значения. «Например, борются между собой две политические силы — Партия регионов и «Наша Украина», — поясняет в предисловии к книге Кононович. — На самом же деле, это одна политическая сила, так как в этих партиях заправляют люди, которые раньше были членами КПСС». Что уж говорить о «партийной чести», полностью подпадающей под бодрийаровский термин «симулякр» (то есть явление с абсолютно выхолощенным смыслом). «Вот говорят, что Тарас Чорновил предатель, но он же не предал, так как для него не существует понятия «измена»! — настаивает Кононович. — В политике все понятия взаимозаменяемы — добро равняется злу, правда равняется вранью и т. п.».

Короче, Кононович, по примеру самого Бодрийара, изнутри разъедает Систему. Хотя и своеобразным образом. Он не выбирает между красной и синей таблеткой, а использует книгу философа для внедрения в массы взрывоопасных идей эскапизма, а попутно, словно капсулу в организм глобализации, забрасывает в интеллектуальный обиход еще и лингвистическую бомбу, излагая взгляды француза на языке неофициальной орфографии («скрипниківки») времен украинизации 1920—1930-х годов. Бодрийар, надо заметить, для этой провокации подходит как нельзя лучше. Да, его принято считать главным идеологом и теоретиком постмодернизма. Но специфика этого Уолта Диснея современной метафизики в том, что философия у него абсолютно неактуальна, а культура идентифицируется с исторической помойкой. И если прочие классики постмодернизма, по мнению культового российского писателя Виктора Пелевина, подобны банде цыган-конокрадов, с гиканьем угоняющих в темноту последние остатки здравого смысла, то Бодрийар возвращает нам веру в истину. Мысль у него — поступок. Кстати, лишь благодаря концепциям Бодрийара, современное общество получило надежный инструмент для распознания и разоблачения множества окружающих нас мнимостей. «Божественная левая» демонстрирует этот метод во всем его блеске. Почему даже субъективно честные французские коммунисты, побеждая на выборах, по сути, так и не получают власть, задается вопросом автор. И внятно отвечает: да потому, что политика потеряла представление о реальности, стала самодостаточна. Главное в ней уже не цель, а сам процесс. Побеждает не идеология, а зрелище — телевизионные дебаты, предвыборная агитация, выступления кандидатов на митингах и прочие медийные спецэффекты. Важна упаковка, а не сам продукт.

Получается, в общем, что, рассказывая в своей книге вроде бы о французских леваках-интеллектуалах, Бодрийар, на самом деле, просто истребляет политиков как класс. Уточняя при этом стратегию наступления: «Слід обернути проти політичного класу те запитання, яке він ставить інтелектуалам: де ваші чесноти, де ваша свідомість, де ваша політична енергія?» Сегодня философ уже наверняка так не кипятился бы. Любой украинский обыватель, даже не слышавший слова «симулякр», готов ему объяснить, что «добродетели» и «сознание» людям власти не присущи. Осталась одна энергия, и та пустая.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







229 авторів
349 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій